У маленького ребенка первый период адаптации наступает сразу после рождения. Новорожденный адаптируется к новым условиям жизни — температура, легкие воздушные шумы, диета. Другим периодом адаптации для детей является зачисление в ясли или детский сад. Это качественно новый опыт, потому что ребенок попадает в совершенно новое пространство, в котором действуют определенные отношения и окружение.
Процесс адаптации детей в яслях или саду состоит из широкого спектра реакций исходя из индивидуальных особенностей характера, в зависимости от психофизиологических и личностных характеристик ребенка, сложности отношений в его семье, условий в самом учреждении.
Детский психолог обычно определяет тридцатидневное непрерывное посещение детского сада, как нормальный период адаптации. Часто бывали ситуации, когда дети в первые несколько дней начинают ходить в ясли, веселиться, и чувствовать себя комфортно. Но сразу после одной или двух недель посещения яслей или детского сада, некоторые дети начинают плакать, жаловаться на боли в животе, капризничать и отказываться посещать ясли. Такое явление абсолютно нормально, особенно для детей, которые активно стремятся к новым впечатлениям. Сначала они рассматривали обстановку учреждения как игровую площадку. Но первоначальное впечатление сменяется ощущением, что это не то место, где все зависит от детских желаний, и установленный режим домашней среды был заменен более строгой организацией повседневной жизни. В случае несогласия с кем-либо из детей, ребенок не может пойти к маме, чтобы она утешила его. Авторитет воспитателя в группе также становится все более очевидным.
Процесс зачисления ребенка в детский сад влияет не только на него. Иногда это может быть трудным процессом для матери, потому что она не может контролировать то, что происходит с ее ребенком, так, как это было изначально. Некоторое время назад никто не подвергал сомнению авторитет такого типа детских учреждений, доверие к самой системе было выше. В тех случаях, когда родители считают, что посещение детского учреждения является болезненным процессом для ребенка, необходимо поговорить с воспитателями или директором учреждения. Они, как правило, всегда помогают в процессе адаптации ребенка в яслях или детском саду , потому что они являются основными участниками этого процесса. Действия родителей должны быть полностью интегрированы в поддержку и создание позитивной идеи для этого типа учреждения в целом.